Телефон приёмной комиссии 8 (800) 550-36-02      СЕРВИС ПОДАЧИ ЗАЯВЛЕНИЯ ОНЛАЙН

Новости

Вся правда о профессии микробиолога

21 апреля 2025

Пока мы спешим по своим делам, в лабораториях кипит другая жизнь. Ученые в белых халатах ведут свою тихую революцию — создают лекарства, открывают новые виды бактерий и двигают мир вперед. 

Среди научных направлений особое место занимается микробиология. Но чем занимаются ее специалисты? Где они работают? И почему их профессия сегодня важна как никогда? Ответы на эти вопросы мы узнали у экспертов университета РОСБИОТЕХ — одного из ведущих биотехнологических государственных вузов страны:

  • Асият Мухтаровны Абдуллаевой — заведующего кафедрой ветеринарно-санитарной экспертизы и биологической безопасности.

  • Люси Герцен — студентки 2 курса направления «Ветеринарно-санитарная экспертиза».

Почему вы решили стать микробиологом? 

Асият Абдуллаева: «С детства интересовалась медициной, поэтому в школе углубленно изучала биологию и химию, участвовала в районных и республиканских олимпиадах. Но однажды, во время обучения в вузе меня направили на практику в бактериологическую лабораторию крупнейшего пищевого предприятия. 

После практики я заинтересовалась ролью микроорганизмов в возникновении инфекций, их патогенными свойствам, а также применением в экологии и других сферах. Написала дипломную работу по микробиологии на базе бактериологической лаборатории. В общем-то, так и начался мой долгий, увлекательный путь в эту науку!» 

Люси Герцен: «Меня интригует существование невидимых глазу живых организмов! Они могут быть такими разнообразными, могут вести себя по-разному, синтезировать неизвестные нам вещества. Все это очень интересно изучать — именно поэтому я и пришла в микробиологию».

Чем занимается микробиолог? 

Асият Абдуллаева: «Микробиология изучает микроскопические организмы: бактерии, археи, простейших, всевозможные микроскопические грибы и даже вирусы (хотя последние нельзя назвать живыми организмами, а более детальным изучением занимается другая наука — вирусология). 

Эти невидимые глазу существа играют огромную роль в природе и жизни человека. Одни могут быть полезны, а другие — смертельно опасны. Всего 100 лет назад люди ежедневно умирали от бактериальных инфекций, с которыми мы теперь успешно справляемся благодаря трудам таких ученых, как Илья Мечников, Луи Пастер, Роберт Кох, Николай Гамалея и других. Без современных технологий, полагаясь лишь на наблюдения, эксперименты и интуицию, они открывали патогены, создавали вакцины и спасали миллионы жизней. А это — великое дело.

Сейчас у нас гораздо больше возможностей: мощные лаборатории, точные методы исследований. Но впереди еще много работы — нужно глубже изучать микроорганизмы и искать новые способы в борьбе с болезнями».

Люси Герцен: «Микробиолог, как и любой биолог, изучает живые организмы. Только очень маленькие — их не видно глазами. Несмотря на крошечные размеры, эти существа умудряются оказывать сильное влияние на все вокруг: на растения и животные, на человека и мир в целом. А все потому, что они принимают активное участие в круговороте веществ в природе. 

Многие при слове "микроб" представляют себе что-то вредное, опасное, хотя это не совсем так. Микроб — это просто общий термин, которым мы называем все микроскопические организмы. Со многими из них мы «дружим», а при помощи методов биотехнологии научились создавать из других нужные нам вещества».

С какими трудностями сталкиваются микробиологи и выпускники вузов? 

Асият Абдуллаева: «Я бы не стала выделять специфические именно для микробиологов трудности. Главная задача — понимать, чем ты хочешь и можешь заниматься, а дальше определить научные интересы. Но это относится вообще к любой науке. 

А следующий и не всегда простой шаг — найти лабораторию, в которой ты сможешь реализовать свои задачи. Важно, чтобы в ней было необходимое оборудование, налажен процесс финансирования научных проектов. Важно и самому активно участвовать в нетворкинге — встречаться с коллегами из других лабораторий на конференциях, конгрессах: вся наука строится на взаимодействии и на обмене информацией, опытом, результатами».

Люси Герцен: «Микробиологи сталкиваются скорее с вызовами — наш объект исследования невозможно увидеть глазом, а из-за чего мы не можем получить полную информацию простым наблюдением. 

И даже световых микроскопов и питательных сред для культивирования нам уже недостаточно — наука сделала шаг на новую ступень, так что теперь мы можем исследовать свойства микроорганизмов, выделяя ДНК и изучая геном. Еще буквально 10-20 лет назад это стоило космических денег — сейчас все намного доступнее, но все же недешево: нужны оборудование, реактивы. Зато исследования на таком уровне открывают возможности и дают результаты, которые раньше были недоступны! 

А еще начинающему микробиологу важно правильно выбрать своего научного руководителя. Научный руководитель — это не фамилия на титульном листе дипломной работы. Это человек, который открывает тебе двери в жизнь, знает, куда тебя направить, чтобы ты добился высоких результатов в науке. Научного руководителя нужно выбирать и умом, и сердцем — а это, знаете ли, вообще-то трудная задача».

Какие ложные стереотипы сложились вокруг профессии микробиолога?

Асият Абдуллаева: «Стереотипы сложились не столько вокруг профессии, сколько вокруг самих микроорганизмов. Например, многие люди, заболев, занимаются самолечением, принимают различные лекарственные препараты, в том числе антибиотики, чтобы "убить микробов, всех и сразу". Это очень опасный стереотип — думать, что антибиотики эффективны при лечении всех болезней. К сожалению, многие не знают разницы между вирусами, бактериями и грибами. 

Антибиотики не действуют на вирусы — они подавляют бактерии, и то избирательно. Микробиологи все громче говорят, что важно контролировать прием антибиотиков, иначе неразумное употребление приводит к очень серьезной проблеме — антибиотикорезистентности бактерий. Объясню, что это значит: это когда бактерии из-за адаптации к антибиотикам становятся устойчивыми, и их не получается уничтожить. 

К сожалению, развитие антибиотикорезистентности может снова вернуть нас в те времена, когда человечество не знало, как справляться с опасными бактериями и не имело лекарств. Так что стоит постоянно повышать уровень знаний о микроорганизмах и о том, как правильно с ними взаимодействовать».

Люси Герцен: «Вокруг профессии стереотипы пока не успели сложиться. Микробиолог — это относительно новая и редкая профессия! Зато успела сложиться путаница, например, в предметах исследований. 

Помимо микробиологии существует молекулярная биология, клеточная биология, генная инженерия, вирусология. Человеку, далекому от профессиональной биологии, иногда сложно разобраться, какие специалисты занимаются той или иной проблематикой. Иногда даже сами биологи не могут определиться, где проходят границы всех этих смежных областей: ведь в микробиологии мы используем методы и молекулярной, и клеточной биологии, и генной инженерии, и биоинформатики».

Как выглядит обычный рабочий день микробиолога? 

Асият Абдуллаева: «Конечно же, он начинается в лаборатории! Микробиолог проводит посевы исследуемых материалов, культивирует их на питательных средах (т.е. выращивает и пересевает  — прим. ред.), микроскопирует, проводит идентификацию с использованием классических и современных молекулярно-генетических методов (т.е. определяет вид и род в исследуемом материале, например, золотистый стафилококк — прим. ред. ), ставит биопробу. Заполняет журналы и выполняет другие важные задачи».

Люси Герцен: «Работа микробиолога похожа на работу "от проекта к проекту": он, как и любой научный сотрудник, ставит себе задачу, проводит литературный обзор, изучая — что уже исследовано на сегодняшний день по этой задаче. Если нужно, отправляется в поля отбирать пробы, а потом работает уже в лаборатории с этими пробами, используя различные научные методы».

Сколько в среднем зарабатывает микробиолог?

Асият Абдуллаева: «По-разному — слишком много параметров, чтобы называть "средние" цифры...
Наука вообще глобально делится на индустрию (это прикладная наука) и фундаментальные исследования. Как правило, в индустрии заработок выше. Но не всегда. Зарплата научного сотрудника складывается из разных сумм и напрямую зависит от лаборатории, в которой работает микробиолог, от проектов, от грантов, от наличия или отсутствия научной степени, от того, ведет ли он преподавательскую деятельность и так далее. Конечно же, на зарплату влияют опыт и категория научного сотрудника. Так что цифры могут очень сильно разниться».

Люси Герцен: «Если быть активным, подавать на гранты, быть хорошим специалистом, то в Москве можно зарабатывать достаточно хорошо, а иногда — очень хорошо. Но можно и мало зарабатывать, если ничего не делать».

Чего в профессии вы боитесь больше всего?

Асият Абдуллаева: «Вы знаете, у меня совершенно нет страхов —  только новые вызовы и задачи». 

Люси Герцен: «Страхи? Нет, скорее есть переживания. Наука мне очень много дает, помогает удовлетворять свое любопытство и лучше понимать, как устроен и функционирует этот мир. Но хотелось бы и мне что-то дать взамен науке, что-то в нее привнести — пусть это будет даже маленький кирпичик. Вот за то, что не смогу ничего внести, и переживаю».

Материал опубликован на сайте 5uglov.ru.



Вернуться к списку новостей